Храм и его устройство
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18, 20).
Православный храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Точно, как и ветхозаветный иерусалимский храм состоял из трех частей: святая святых, святилища и двора.
Алтарь означает Царство Небесное – Святая Святых. В ветхозаветные времена в Святая Святых мог входить только первосвященник, и то — раз в году, с кровью очистительной жертвы Богу. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа и вход его во Святая Святых как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех. Вот почему в час Его Крестной смерти завеса в храме, закрывавшая Святая Святых, разорвалась надвое: Спаситель для верующих в Него открыл врата Царства Небесного
Древнему святилищу соответствует у нас средний храм. В ветхозаветные времена в святилище никто не имел права входить, кроме священников. В православном же храме в средней части стоят все верующие во Христа.
Двор в ветхозаветном храме, где находился весь народ, у православного храма — притвор, теперь существенного значения не имеет. В первые века христианства здесь стояли оглашенные (люди, только готовящиеся к Таинству Крещения). Ныне в притвор, иногда, посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.
Православные христианские храмы строятся так, чтоб Алтарь находился направлением на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от которого воссиял нам незримый Божественный Свет — «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события, Богородицы или Святого (Святых) — угодников Божиих. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или Святого. Все алтари, кроме главного, назывались приделами.
Очень часто храм Божий имеет в плане форму креста. Почему? Ибо Крестом Спаситель наш избавил нас от власти дьявола. Иногда он устраивается в виде корабля, который, как Ноев Ковчег, ведет нас к тихой пристани — в Царствие Небесное. Строят храмы, в основании которых лежит круг — знак вечности. Либо в основании бывает восьмиугольная звезда – как путеводительная, сияющая верующим.
Здание храма завершается куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во Славу главы Церкви — Иисуса Христа. Купол церкви символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и наше устремление к Богу. Храмы бывают одно и много купольными.
Самая важная часть храма — Алтарь. В Алтаре совершаются священнослужителями Богослужения и находятся главные Святыни — Престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается Таинство Евхаристии и Жертвенник, на котором происходит один из этапов Таинства — приготовление хлеба и вина — проскомидия.
На Престоле находятся священные предметы: катаса́рка (греч. припло́тие), на славянском срачи́ца (нижняя рубашка), которой покрывается весь Престол до основания, что символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при положении Его во Гроб. Ве́рвие (веревка длиной около 40 метров, которой во время освящения храма опоясывается Престол), символизирующее путы, которыми был связан Спаситель, и Божественную силу, которая держит собой всю вселенную. Инди́тия (с греч. верхняя, нарядная одежда) — символизирует собой одеяние царственной Славы Христа Спасителя как Сына Божия, которая была присуща ему еще до Творения мира. Эта Небесная Слава не была очевидна окружающим Воплотившегося Бога людям. Лишь Преображение Христа на горе Фавор приоткрывает ближайшим Его ученикам суть этой царственной Славы. На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антими́нс, Ева́нгелие, напрестольный крест, дарохрани́тельннца и пелена́, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются.
Антиминс представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа. В антиминс завернута губка (является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя), предназначенная для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Антиминс по ходу Литургии разворачивается только в строго определенные моменты, в остальное же время находится в свернутом состоянии в особом плате, который называется илито́ном (греч. обертка, повязка) – шелковый или льняной плат без изображений и надписей, в который завернут антиминс во все время, кроме Литургии верных, когда он открывается для совершения Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Илитон является образом той головной погребальной повязки (сударя́), которую увидели апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (см.: Ин. 20; 7).
Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие лежит поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма.
Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и вовремя водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие.
Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохрани́тельница — особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.
Дароно́сица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху – служит для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура.
Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.
В северо-восточной части алтаря, слева от Престола у стены находится Жертвенник.
Название «жертвенник» — это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы. Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.
Жертвенник символизирует несколько значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения.
За Престолом расположено Го́рнее место («возвышение», славянск.) – место в центре восточной стены алтаря, находящееся напротив Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам ниже устраиваются сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие». Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам, то епископ изображает собой Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов. Горнее место всегда является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы.
Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.
С северной и южной сторон Престола у семисвечника, принято ставить выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (так называемый запресто́льный – с южной) на длинных древках.
Количество окон в алтаре символизирует следующее: три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества. Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа. Четыре окна – Четвероевангелие.
Алтарь отделяется от Среднего храма особой перегородкой, которая несет на себе иконы и называется иконостасом. В ней трое врат.
Средние, самые большие, называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.
Боковые двери — северные врата и южные врата — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы, пономари, чтецы.
Составляющие иконостас иконы таинственно содержат в себе присутствие Того, Кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону.
Направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем икона вправо от Спасителя называется храмовой — на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
1.Местный ряд 2.Праздничный ряд 3.Деисусный ряд 4.Пророческий ряд 5.Праотеческий ряд 6.Навершие (Крест или Голгофа) 7.Икона «Тайная Вечеря» 8.Икона Спасителя 9.Икона Пресвятой Богородицы 10.Местная икона 11.Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле» 12.Царские врата 13.Диаконские (северные) врата 14.Диаконские (южные) врата
Возвышение перед иконостасом называется Солея, середина которой — полукруглый выступ перед Царскими Вратами — носит название Амвон. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. С амвона же преподается верующим и Святое Причастие. По краям солеи, возле стен, устраивается клирос для чтецов и хоров (но не всегда).
Средняя часть храма знаменует собой тварный мир. Это прежде всего мир Горний, ангельский, а также область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. Принадлежностью средней части храма в кафедральных соборах является помост для епископа, представляющий собой возвышенную квадратную площадку и носящий название архиере́йский амво́н. В приходских храмах архиерейский амвон выносится в центр храма по мере необходимости, то есть в то время, когда богослужение в нем совершает епископ.
В средней части храма обязательно ставится (справа либо слева от центра) образ Голгофы, который представляет собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он сделан в натуральную величину, то есть в рост человека. Крест восьмиконечный имеющий надпись на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» («Иисус Назорей Царь Иудейский»). Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма для сугубого напоминания людям о Крестных страданиях Сына Божия, которые Он претерпел ради нас.
Средняя часть храма, как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) – паникади́ло. Неотъемлемой принадлежностью всех частей храма являются также лампа́ды, которые зажигаются у большинства икон в храме. Современные храмовые лампады бывают как подвесные.
В средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кану́ном (кано́ном) – четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством держателей для свечей и небольшим Распятием. Рядом с ним служатся панихиды по усопшим.
Иконы размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной столешницей. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Более подробно об устройстве храма можно почитать здесь